Кафедра логистики
Института отраслевого менеджмента
Государственного университета управления
    
www.guu.ru


К сожалению, знакомство студентов с дисциплиной «логистика» часто приходится начинать с тезиса о том, что в России мало кто имеет верное представление о термине, что логистику часто путают с управлением складом или транспортировкой груза, и что логистами себя называют не стратегические менеджеры, а складские грузчики и водители-экспедиторы в засаленных свитерах. В то время как низвести логистику до перевозок — все равно, что всю математику подменить планиметрией (не самый незаметный раздел царицы наук, с легкой руки министра нашего образования убивающей креативность, но все же далеко не единственный). И, что еще более грустно, несмотря на то, что логистике посвящают множество научных работ, не один год вузами выпускаются специалисты по данному направлению, а прилавки книжных магазинов ломятся от сотен книг, посвященных этому виду деятельности, непонимание мы находим и со стороны своих же коллег, тех, с кем делим мел и студенческие умы (хотя некоторые ограничиваются ушами).
Так в 2008 году кафедру логистики, отметая последние сорок лет развития этой науки, определили в институт управления на транспорте, давно мучившийся вопросом, почему транспортная, казалось бы, кафедра находится в институте, название которого, не каждый его студент к пятому курсу правильно мог выговорить, а уж иной профессор даже и пробовать не пытался. Ну а теперь судьбу подкидыша испытывает на себе и весь институт, объединяясь огромным ИУнТ,вСТиМБ (в аббревиатурах обычно не принято ставить запятые, но, кажется, это единственный разумный знак во всём названии — выкинь его, и смысла останется не больше, чем в «институте винегрета» или «сборной солянки», например). Получилось, надо отметить, не очень логистично, и даже не потому, что само слово тут обошли стороной: представьте только телефонное приветствие: «Добрый день, институт управления на транспорте, в сфере туризма и международного бизнеса. Чем могу помочь?..» — на том конце провода уже спят.
Но это всё лирика. Мы люди простые, как жители планеты Тиволи — наш гимн называется «Да здравствует (вставьте нужное слово)». Туризм так туризм.
Среди семи правильностей логистики есть важные для каждого туриста время и место. Можно ли конвертировать одно в другое, есть ли связь между правильным местом и верным временем? Однажды мы уже вдохновлялись неспособностью людей обращаться со временем, коснемся этой темы и теперь.
Каждому случалось ходить со своими друзьями в поход, шумной компанией отмечать праздник, ездить в соседний город или даже посещать другие страны. Последствиями таких вылазок становятся тысячи фотографий, сделанных каждым участником турпоездки. Но как посмотреть все сделанные фото в единой хронологической последовательности, не получив петель во времени вида «море — вокзал — пляж» только из-за того, что фотоаппараты по-разному нумеруют снимки, а фотографы не жмут на спуск в едином ритме? Все просто: любую поездку, поход в гости или выход на коллективные этюды нужно начинать с забытого теперь призыва:
— Сверим время.
Итак, первое правило туристической логистики: сверьте время с сотуристами. Правильное (ну или хотябы одинаковое) время должно быть установлено не только на часах, но и на всех фотоаппаратах компании. Но все-таки, как связать время и место и конвертировать одно другое, а главное, как это поможет туристу?
За последние годы большую популяность приобрели различные гео-сервисы, в частности позволяющие привязывать фотографии к картам: всегда интереснее смотреть на фотографии, связанные с конкретным местом на глобусе, строить по ним карту путешествия или вспоминать, где именно вы ели вкуснейший стейк. Такой сервис предоставляют Яндекс.Фотки, Panoramio, flickr, OpenStreetView и многие другие. Однако фотоаппараты, оснащенные GPS-приемником пока еще не получили широкого распространения (да и не у каждого есть желание менять работающую еще технику ради пары лишних фич, если, конечно же, речь идет не о продукции Apple), а фотографии с мобильных телефонов всё ещё не блещут качеством, поэтому, оставаясь уделом хипстеров и гиков, долго еще не удовлетворят потребностей туристов, предпочитающих носить с собой килограммовую тушку с мощным тешащим самолюбие объективом и приятным звуком срабатывающего затвора. На помощь приходит GPS-регистратор — маленькая, умещающаяся в любой карман, коробочка, запоминающая проделанный вами путь (такие часто применяются компаниями-перевозчиками, чтобы отслеживать — постфактум или в реальном времени — местонахождение подведомственных автомобилей). И, если время, установленное на камере совпадает с тем, что поступает вместе с сигналом со спутника, связать координаты из gps-трека со сделанными фотографиями становится лишь делом техники.
Теперь можно предложить своим читателям, друзьям, родственникам, соседям небольшую фото-экскурсию, например, такую:

Галерея укромных уголков ГУУ — на карте и в альбоме


Что такое логистика? Специалисты-практики зачастую понимают под логистикой некоторую функциональную область деятельности, которая занимается перемещением, хранением и переработкой потока материальных ресурсов, а также сопутствующих потоков: информационных, финансовых, сервисных.

Логистика как наука учит находить лучшие решения в производственных, транспортных, коммерческих – в любых экономических системах. То есть логист – это специалист над функциональными специалистами. Поэтому, помимо знания сферы непосредственной деятельности (транспортировка, складирование, управление запасами, производство, коммерция и т.п.), он должен владеть навыками анализа и проектирования систем, иметь представление о математических методах (нахождение решения, оптимизация), уметь их применять.

Хороший логист должен уметь ставить задачу, задавать критерии оптимальности, выбирать и применять верный инструментарий для решения. А главное, логист должен уметь мыслить нетрадиционно, чтобы находить более рациональные пути решения проблемы.

Прикладная логистика – это не только задачи в сфере доставки, хранения и переработки грузопотоков. Организация производства, в том числе обусловленного неравномерным спросом; составление маршрутов объезда банкоматов инкассаторской службой; график доставки продукции в магазины в определенные временные окна; построение системы контроля качества продукции; - эти и многие другие задачи показывают, что хорошему логисту рады не только в транспортных, экспедиторских и складских компаниях.

Задачки логисту подкидывает не только начальство, но и сама жизнь.

Почему во дворе помещается так мало автомобилей, и как припарковаться  жильцам, чтобы всем хватило места? Как запрограммировать местонахождение лифтов в многоэтажном доме, чтобы время ожидания жильцов было минимальным? Как расположить объекты в пространстве или на плоскости для максимально удобного взаимодействия с ними?

Кроме того, логистические задачи окружают нас и в быту.

В каком порядке готовить праздничные блюда и охлаждать напитки? Как рационально упаковать и сложить в пакет покупки в магазине? Какую выбрать стратегию перемещения к месту работы или учебы?

И наконец: как же всё-таки Дед Мороз успевает всего за одну ночь доставить миллионы подарков, ничего при этом не перепутав?

N.B. В воскресенье, 27 марта, в ГУУ пройдет День открытых дверей, где эти и многие другие вопросы можно будет задать сотрудникам кафедры логистики Института управления на транспорте и логистики ГУУ.

 


Достичь выполнения всех семи правил логистики в реальной жизни часто бывает достаточно сложно. Сегодня в наших руках появилась долгожданная книга «Логистика и управление цепями поставок» серии «Теория и практика», работу над которой коллектив кафедры начал несколько лет назад.

Нужный ли это товар?
— Уверены, что нужный: в разделах учебника представлены все специальные дисциплины, изучаемые студентами специальности «Логистика и управление цепями поставок».

Нужного ли он качества?
— Вышедший труд — вовсе не многокилограммовый фолиант на мелованной бумаге в твёрдой глянцевой обложке, но те, кто видит в книгах больше, чем просто украшение для полок, вряд ли станут заострять на этом своё внимание.

Нужного ли он количества?
— Три тома вместо одного — безусловно добавит книге удобства, а тираж всегда можно допечатать.

В нужное ли время он появился?
— Всегда хочется получить то, чего желаешь, как можно раньше, и мы ожидали выхода книги с начала 2009 года.

В нужном ли он месте?
— Пока книга ожидает своего часа на складе издательства, но скоро появится в книготорговых сетях.

Нужному ли он достался потребителю?
— Верим, что своего читателя в лице студентов, аспирантов, слушателей программ профессиональной переподготовки кадров и MBA, среди теоретиков и практиков логистики книга обязательно найдет.

А затраты?
— Оно того стоило.


Одному нашему доценту™ в последнее время кажется, что окружающие его люди, в частности коллеги, практически не предаются такому временами приятному и еще чаще полезному занятию, как визуальное распознавание структурированного массива букв, представленного в печатном виде.

Мини-опрос коллег-доцентов выявил разнообразие причин, по которым они не имеют возможности или желания предаваться чтению. Первоначальная затея показать в блоге, что читают преподаватели, посредством рецензий, написанных этими самыми преподавателями, стала отмирать. Однако от идеи выкладывать мини-рецензии на прочитанное им самим один наш доцент™ не отказался.

Сегодня речь пойдет о книге Дэймона Шехтера и Гордона Сандера «Логистика. Искусство управления цепочками поставок». Другой один наш доцент™, прочитав ее наполовину, отзывался в целом положительно. Обложка у книги действительно симпатичная, делалась Студией Арт. Лебедева.

Книга состоит из двух частей - исторической (в основном, с примерами т.н. военной логистики: от Александра Македонского, Ганнибала и Чингисхана до Гражданской войны в США, а также войн США в Корее и в Ираке) и прикладной. Историческая часть малополезна, изложение непоследовательное, читается сложно. Есть некоторые интересные факты, но их сложно выделить.

Прикладная же часть декларирует создание авторами некоей трехуровневой модели, с помощью которой следует анализировать цепочку поставок. Модель включает уровень активов, уровень процессов и уровень измерений (система мер). Полезная информация этой части изложена на полутора десятках страниц, со 145-й по 163-ю. Еще некоторую пользу может принести соображение автора о том, что «товар можно переместить, отложить в запас, можно изменить его конфигурацию и можно его модифицировать». Правда, вывод о том, что «это четыре кита, на которых стоит логистика», заставляет опять-таки определять логистику в узком смысле, как деятельность по обработке и перемещению грузов.

Некоторую (не очень значительную) пользу можно извлечь из содержащегося в конце книги словарика. Книга написана, как и заметная часть буржуинских книг, языком «для туго соображающих». Такое изложение было бы даже полезно при наличии интересного и практически применимого материала. В данном же случае это, скорее, инструмент продаж консалтинговых услуг автора, нежели самостоятельное литературное произведение.

Вывод одного нашего доцента™: на обложку посмотреть стоит. А почитать лучше что-нибудь еще, тем более за запрашиваемую сумму. Если же все-таки решите познакомиться с книгой поближе, купить её можно здесь.


К Новому году один наш доцент™ сделал небольшой подарок кафедре — логистическое облако близких нам слов и терминов.
логистика

На кафедре мы разместили сразу два этих облака: в виде большого плаката и календаря на предстоящий 2011 год:
 

Сегодня мы рады поделиться календарём со всеми желающими: вы можете скачать и распечатать изображения в виде календаря и просто картинки, чтобы иметь возможность, как и мы, каждодневно любоваться этой прелестью.



UPD: Удивительно быстро подсуетились дружественные коллеги, открыв магазин, где можно запросто заказать календарь с нашим облаком — http://clck.ru/4MhR

UPD2: А теперь можно рассмотреть «облако» поближе: http://logistics-is.narod.ru/

 src=Мы часто восхищаемся тем, как искусно упаковщики оборачивают подарочные коробки в цветную бумагу и завязывают на них ленты и банты: действительно, точно рассчитать нужное количество материала, не отрезать лишнего, минимизировать отходы — задачи, элегантному решению которых может позавидовать бывалый логист.

Не менее логистичной задачей является утрамбовка множества коробок в сумку так, чтобы не пришлось тащить на себе десяток пакетов. В некоторых странах даже проводятся соревнования по укладыванию покупок в пакеты.

Ну а самым восхитительным логистом Нового года, конечно же, является Дед Мороз, который за одну лишь ночь умудряется посетить миллионы домов и при этом не перепутать подарки.


Не так давно мы рассказывали о «блокнотике», заведенном одним нашим доцентом для записи сформировавшихся мыслей и просто потока сознания. Пару дней назад мы перевернули под завязку наполненную первую страницу и отложили до лучших времен, когда заинтересованные лица сядут в кружок, разберут по косточкам и разложат по полочками каждую клеточку исписанного «блокнота». Но жизнь не стоит на месте и неподалёку от «молескина» на кафедре логистики появилась «коробочка Пинки и Брейна», куда можно складывать планы по порабощению мира, не облекаемые в формат карандашных записок. Первым в общую копилку отправилась черновая раскадровка будущего фильма о логистике бутербродов, о котом мечтают два наших доцента.


На пределе человеческих возможностей — Аникин Б.А.В содружестве с коллегами, студентами и аспирантами кафедры логистики Борис Александрович Аникин подготовил книгу «На пределе человеческих возможностей», в которой собраны истории выдающихся людей.
Можно обсуждать логичность выбора героев повествования, но нельзя не признать того, что каждый из них является яркой личностью, достигшей многого.
«Грандиозные творения искусства; открытия, изменяющие ход исторического развития; полководческие решения, благодаря которым выигрываются исторические битвы; стратегии, выводящие целые народы и государства в мировые лидеры; величайшие достижения в спорте; расширение границ плодотворной человеческой жизни — всё это на девяносто девять из ста процентов совершается людьми, как правило, на пределе человеческих возможностей».


Важной задачей логиста является генерация эффективных, жизнеспособных и дешевых решений возникающих проблем. Лист бумаги, красный маркер и несколько слов печатного текста — и вот уже коммивояжеры не ломятся через всю комнату, чтобы показать свой бесценный товар, а прохожие не обшаривают все уголки кафедры, чтобы убедиться, что иваниваныча тут нет и никогда не было.


Студенты кафедры логистики принимают участие в конкурсе студенческих проектов, победа в котором дает возможность получить приличных размеров безвозмездную субсидию от правительства Москвы с целью реализации задуманного. Естественно, такой опыт интересен не только обучающимся, но и обучающим: по вечерам доценты штурмуют доски и рисуют графики на салфетках.
Описывать мысли, используя вертикальные поверхности, принято во многих компаниях, занимающихся не только перекладыванием бумаг с места на место, но интересно следующее: рисование маркером по белой доске создает ощущение зарождающегося бизнеса, деловой атмосферы, а рисование мелом по черной доске — академичности, высеченности написанных слов в граните, непоколебимости и неоспоримости, хотя процессы эти мало чем отличаются. Наверное тому виной школьные учителя, ваяющие из себя непререкаемые авторитеты. От того же весьма сложно вложить в голову молодому студенту, что профессор может ошибаться, а его, студента, задача — понимать это и оспаривать, дабы рождать истину.



Кафедра логистики ГУУ
Телефон: 8 (495) 377-38-71
e-mail: info@7pravil.ru
Адрес:109542, г. Москва, Рязанский проспект, дом 99, ЛК-510